КОНЦЕПЦИЯ
комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020–2022 годы
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГРУППЫ
УЧАСТНИКИ СИСТЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ
СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЛЮДЕЙ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС и ДМН в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.
Подробнее
В систему взаимодействия включены органы исполнительной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, центральная и территориальные ПМПК, медицинские, социальные, образовательные, спортивные и культурные организации, некоммерческие организации, родительские объединения
Подробнее
Абилитация, автономный класс, группа комбинированной направленности, группа компенсирующего вида, доступная среда, комплексное сопровождение, коррекционный класс, ментальные нарушения
Подробнее
Cоздание межведомственной и межсекторной системы взаимодействия, повышение мотивации родителей, создание системы раннего выявления, диагностики и ранней помощи детям с РАС и ДМН, обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к абилитационным и реабилитационным услугам,создание системы альтернативных форм проживания людей с РАС и ДМН старше 18 лет.
Подробнее
Многообразие проблем, обусловленных системным характером РАС и ДМН, предполагает осуществление комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН, включающего медицинский, образовательный, социальный, профессиональный аспекты.
Подробнее
Целью настоящей Концепции является создание системы комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС и ДМН, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости.
Подробнее

1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Раздел №1
Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020–2022 годы направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Чувашской Республике.

Необходимость создания такой ситсемы обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав людей с РАС и ДМН на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей
с РАС и ДМН в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия
с другими людьми и окружающим миром.
Дети с РАС и ДМН отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе.

Своевременное комплексное сопровождение детей с РАС и ДМН способствует максимальному развитию способностей, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

2
Термины и определения, используемые в Концепции
Раздел №2
В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:
Абилитация – система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Доступная среда – обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.
Комплексное сопровождение – содействие при получении людьми с РАС и ДМН социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с родителями и иными законными представителями людей с РАС и ДМН, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.
Ментальные нарушения – умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.
Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС и ДМН, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество.
Расстройства аутистического спектра – расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
Тьютор – педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.

3
Цель, задачи и приоритетные направления Концепции
Раздел №3
Целью настоящей Концепции является создание системы комплексного непрерывного сопровождения людей с РАС и ДМН, направленной на их максимальное развитие, адаптацию и интеграцию в общество, снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление психического и физического здоровья, повышение доступности образования и занятости.

Задачи Концепции:
- создание условий для развития системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН на основе непрерывного межведомственного взаимодействия всех участников, реализующих цель и задачи настоящей Концепции;
- разработка нормативно-правовой и методической базы по организации комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
- создание условий для развития деятельности учреждений и организаций разной ведомственной принадлежности, а также некоммерческих организаций в сфере оказания комплексной помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН;

Приоритетные направления Концепции:
1. создание регионального регистра людей с РАС и ДМН для их последующего включения в программу комплексного сопровождения;
2. создание регионального реестра организаций различных форм собственности – поставщиков услуг людям с РАС и ДМН;
3. повышение квалификации и обучение специалистов организаций эффективным технологиям и методикам работы и помощи людям с РАС и ДМН, а также семьям людей с РАС и ДМН

4
Целевые группы
Раздел №4
К целевым группам по оказанию услуг комплексного сопровождения относятся:

- Дети раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), определенные к группе риска по наличию РАС и ДМН по результатам общего скрининга.
- Дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с РАС и ДМН.
- Дети школьного возраста (от 7 до 18 лет) с РАС и ДМН.
- Люди с РАС и ДМН старше 18 лет.
- Семьи людей с РАС и ДМН.

5
Участники системы комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН в Чувашской Республике
Раздел №5
В реализацию Концепции включены органы исполнительной власти Чувашской Республики, власти муниципальных районов и городских округов, а также медицинские, социальные, образовательные, спортивные и культурные организации различной ведомственной принадлежности и форм собственности.

Методологическое сопровождение концепции осуществляют федеральный ресурсный центр Московского государственного психолого-педагогического университета, АНО «Наш солнечный мир» и Чувашский республиканский институт образования.

6
Система комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН
в Чувашской Республике

Раздел №6
Многообразие проблем, обусловленных системным характером РАС и ДМН, предполагает осуществление комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН, включающего медицинский, образовательный, социальный, профессиональный аспекты.

Медицинский аспект включает:
- создание системы раннего выявления признаков РАС и ДМН;
- предоставление специализированной медицинской помощи, медицинского сопровождения людей с РАС и ДМН;
- формирование и ведение регионального регистра людей с РАС и ДМН.

Образовательный аспект включает:
- развитие вариативных форм получения дошкольного и общего образования с учетом особенностей и возможностей каждого обучающегося с РАС и ДМН;
- создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми с РАС и ДМН;
- создание условий для дополнительного образования детей с РАС и ДМН, предпрофессиональной подготовки и профессиональной ориентации обучающихся с РАС и ДМН;
- повышение квалификации специалистов системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, спорта и культуры;
- организацию работы с родителями или иными законными представителями детей с РАС и ДМН.

Социальный аспект включает
- оказание людям с РАС и ДМН специализированных услуг по абилитации и реабилитации: социально-психологических, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых и услуг по повышению коммуникативного потенциала;
- вовлечение людей с РАС и ДМН (с учетом степени ограничения) и их семей в социокультурные, творческие, спортивные мероприятия и программы;
- повышение квалификации специалистов учреждений социальной сферы;
- развитие стационарзамещающих технологий оказания помощи людям с РАС и ДМН;
- создание условий для занятости людей с РАС и ДМН в соответствии с уровнем их функциональности.

Профессиональный аспект включает
создание условий людям с РАС и ДМН для профессиональной трудовой занятости (частичной или полной).

7
Ожидаемые результаты
Раздел №7
В результате реализации Концепции планируется:
- создание межведомственной и межсекторной системы взаимодействия между учреждениями и организациями по вопросам комплексного сопровождения людей с РАС и ДМН;
- повышение мотивации родителей или иных законных представителей к включению детей с РАС и ДМН в процесс комплексного сопровождения на раннем этапе;
- создание системы раннего выявления, диагностики и ранней помощи детям с РАС и ДМН;
- обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к абилитационным и реабилитационным услугам;
- обеспечение доступности дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования для людей с РАС и ДМН с учетом их запросов, возможностей и образовательных потребностей;
-создание системы альтернативных форм проживания людей с РАС и ДМН старше 18 лет.
Made on
Tilda