РАЗДЕЛ №1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020–2022 годы
1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020–2022 годы (далее – Концепция) направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Чувашской Республике.

1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями (далее соответственно – РАС и ДМН) в Чувашской Республике обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав людей с РАС и ДМН на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.

1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС и ДМН в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.

Дети с РАС и ДМН отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение детей с РАС и ДМН способствует максимальному развитию способностей, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

1.4. Создание условий для включения людей с РАС и ДМН в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.

1.5. Необходимость постоянного ухода за людьми с РАС и ДМН значительно снижает возможность трудоустройства их родителей или иных законных представителей. Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС и ДМН с самого раннего возраста позволит родителям и иным законным представителям заниматься трудовой деятельностью.

1.6. По данным Министерства здравоохранения Чувашской Республики, в Чувашской Республике в 2018 году зафиксировано 4503 ребенка с РАС и ДМН, из них:

с РАС – 237 детей, в том числе от 0 до 3 лет – 0 детей, от 3 до 7 лет – 32 ребенка, от 7 до 18 лет – 205 детей;

с ДМН – 4266 детей, в том числе от 0 до 3 лет – 0 детей, от 3 до 7 лет – 462 ребенка, от 7 до 18 лет – 3804 ребенка.

В 2019 году в Чувашской Республике зафиксировано 4607 детей с РАС и ДМН, из них:

с РАС – 279 детей, в том числе от 0 до 3 лет – 0 детей, от 3 до 7 лет –
48 детей, от 7 до 18 лет – 231 ребенок;

с ДМН – 4328 детей, в том числе от 0 до 3 лет – 2 ребенка, от 3 до
7 лет – 611 детей, от 7 до 18 лет – 3715 детей.

В группе патологии детей с РАС преобладают мальчики — 224 человека (80,3%), среди девочек зарегистрировано 55 случаев (19,7%).

В 2019 году отмечены небольшой рост количества детей с РАС, взятых под наблюдение врача-психиатра (29 случаев, в предыдущие годы –
15–19 случаев), а также высокий уровень инвалидизации детей данной категории (89,9% – 251 человек).

1.7. Диагноз РАС и ДМН в большинстве случаев устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о позднем начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим необходимо обеспечить максимально раннее выявление детей, имеющих признаки РАС и ДМН, дифференциальную диагностику и своевременное начало абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС и ДМН у детей, а также проведения медицинской диагностики (скрининга) – от 1,5 до 3 лет.

1.8. Система оказания помощи людям с РАС и ДМН и их семьям в Чувашской Республике включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, общественные организации и коммерческие организации.

1.9. В Чувашской Республике амбулаторная медицинская помощь детям с РАС и ДМН предоставляется участковыми врачами-педиатрами центральных районных больниц и детских поликлиник городов Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Шумерля, а также врачами-психиатрами и психотерапевтами БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии.

Стационарная помощь детям с РАС и ДМН оказывается БУ «Республиканская психиатрическая больница» Минздрава Чувашии.

1.10. В системе образования Чувашской Республики дети с РАС и ДМН получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы и внедряющих инклюзивную практику, в организациях среднего профессионального образования.

По данным Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, в 2019 году общая численность людей с РАС и ДМН (в том числе с сопутствующим РАС), обучающихся в образовательных организациях, составила 2988 человек, из них:

234 ребенка с РАС и ДМН получают услуги в 16 дошкольных образовательных организациях в группах комбинированной направленности, в группах компенсирующего вида;

2751 ребенок с РАС и ДМН обучается в 319 общеобразовательных организациях, в том числе 1127 детей в 12 общеобразовательных организациях, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы;

3 человека – в образовательных организациях среднего профессионального образования.

В образовательных организациях с детьми с РАС и ДМН работают педагогические работники (учителя, воспитатели) и специалисты сопровождения: педагоги-психологи – 134 человека, учителя-дефектологи – 84 человека, учителя-логопеды – 127 человек, социальные педагоги – 120 человек, тьюторы – 41 человек. При этом отмечается дефицит специалистов сопровождения.

263 педагога, работающих с детьми с РАС и ДМН, прошли соответствующие курсы повышения квалификации, в том числе 17 воспитателей,
101 учитель, 51 педагог-психолог, 16 учителей-дефектологов, 19 учителей-ло­гопедов, 46 социальных педагогов, 6 тьюторов.

Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с РАС и ДМН оказывается в БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, муниципальных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, Региональном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, действующем на базе БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии (далее – Региональный республиканский центр).

С целью определения образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе детей с РАС и ДМН, дошкольного и школьного возраста в Чувашской Республике организована работа 4 психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК): 1 центральной, 3 муниципальных.

В связи с дефицитом кадров территориальные ПМПК в ряде муниципальных образований Чувашской Республики отсутствуют. Дети, нуждающиеся в заключении ПМПК, получают помощь в центральной ПМПК на базе БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Мин­образования Чувашии (г. Чебоксары, ул. Семашко, д. 1) либо в близлежащей территориальной ПМПК (гг. Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш).

1.11. Система социального обслуживания людей с РАС и ДМН включает:

1 реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ (БУ «Реабилитационный центр для детей» Минтруда Чувашии);

3 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних (БУ «Новочебоксарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Минтруда Чувашии, БУ «Алатырский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Минтруда Чувашии, БУ «Канашский КЦСОН» Минтруда Чувашии);

6 психоневрологических интернатов;

1 детский дом-интернат для умственно отсталых детей.

Технология сопровождаемого проживания инвалидов в Чувашской Республике не реализуется.

1.12. В государственных и муниципальных учреждениях сферы культуры и спорта системно не реализуются адаптированные для работы с людьми с РАС и ДМН дополнительные образовательные программы, отсутствуют для них кружки и секции. Отмечается необходимость обучения специалистов определенным навыкам работы с людьми с РАС и ДМН.

1.13. Услуги людям с РАС и ДМН на территории Чувашской Республики также оказывает ЧРОО «Крылья».

1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС и ДМН указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения данной категории людей.

Made on
Tilda