РАЗДЕЛ №2. Термины и определения, используемые в Концепции
Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Чувашской Республике на 2020–2022 годы
В настоящей Концепции применяются следующие термины и определения:

2.1. Абилитация – система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

2.2. Автономный класс – форма обучения на базе общеобразовательных организаций, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в отдельный класс и обучаются по специальной адаптированной основной общеобразовательной программе, при этом они могут принимать участие в учебном процессе общеобразовательного класса в меру своих возможностей. Учащиеся автономного класса участвуют в разных видах инклюзии вне обучения в общеобразовательном классе (например, столовая, перемена, праздник).

2.3. Группа комбинированной направленности – форма организации дошкольного образования, при которой организовано совместное образование нормотипичных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Дети с ОВЗ получают дошкольное образование по адаптированной программе с учетом особенностей их психофизического развития.

2.4. Группа компенсирующего вида – форма организации дошкольного образования только для детей с ограниченными возможностями здоровья, при которой осуществляется коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

2.5. Доступная среда – обеспечение равного доступа людей с РАС и ДМН к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.

2.6. Комплексное сопровождение – содействие при получении людьми с РАС и ДМН социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также проведение комплекса мероприятий с родителями и иными законными представителями людей с РАС и ДМН, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.

2.7. Коррекционный класс – это класс, в котором обучаются до 18 детей с ОВЗ. В классе данной категории возможно обучение не более 2 детей с РАС и ДМН.

2.8. Ментальные нарушения – умственные и психические (интеллектуальные) расстройства, которые ограничивают способность человека обслуживать себя, обучаться, заниматься трудовой деятельностью и осложняют процесс интеграции в общество.

2.9. Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых детям с РАС и ДМН в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС и ДМН, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей или иных законных представителей. При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7-8 лет.

2.10. Расстройства аутистического спектра – расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

2.11. Реабилитация – система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.

2.12. Ресурсный класс – форма обучения на базе общеобразовательных учреждений, при которой обучающиеся с РАС и ДМН зачислены в регулярные (общеобразовательные) классы, одновременно с этим большую часть времени они обучаются в ресурсной зоне в малых группах и ряд учебных предметов посещают в регулярных классах.

2.13. Служба ранней помощи – форма организации сопровождения детей с РАС и ДМН в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.

2.14. Сопровождаемое проживание инвалидов – стационарзамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению, образовательных услуг в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.

2.15. Тьютор – педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.
Made on
Tilda