Какой особый? Ему будет все можно? Он будет орать на мою девочку? Он выковыряет кому-нибудь глаз карандашом... Он сорвет образовательный процесс, и мой ребенок не поступит в вуз? Люди не знают, с чем столкнутся, и их страхи можно понять. Но понять - не значит “оставить как есть”. Их надо успокоить.
Первое, что нужно сделать - познакомиться с другими родителями. Можно неформально (вы дружно ждете свой класс с уроков): здороваться, представляться, спрашивать, нет ли проблем, всем своим видом показывать “мы не страшные пропойцы и маньяки, мы просто семья, у которой, как и у всех, есть проблемы”. Но это долгий процесс. Лучше всего поговорить со всеми сразу, на родительском собрании. Для этого, конечно, заранее договориться с учительницей или воспитателем.
Для начала представиться и дать свои контакты. Чтобы в случае, например, конфликта общаться напрямую, а не сложным путем “Марина Михайловна говорит, что Анечкина мама говорит, что Анечка обижена на Марусю”.
Покажите фотографию своего ребенка, чтобы родители могли понять, о ком идет речь. Детей с двигательными проблемами видно издалека, а ребенок с РАС или слабослышащий может совершенно сливаться с ровесниками на первый взгляд. Даже просто фотография, как ни удивительно, обычно снижает тревогу других родителей. Ну, ребенок. Ну, странный (а может, на вид и ангелочек). А они-то себе представляли...
Объясните, в чем заключаются особые потребности вашего ребенка. Почему он сидит на первой парте, почему ему можно лежать на коврике за партами, почему он не ходит со всем классом на музыку? Особые потребности, если они названы, уничтожают у других родителей ощущение, что в классе кому-то дают нечестные поблажки.
Обсуждать или нет с другими родителями тонкости диагноза вашего ребенка - ваш выбор. По большому счету, их интересует только одно: заразно ли это. Скажите вслух, что нет! Ни онкология, ни РАС, ни ДЦП никак не могут заразить других детей. Большинство родителей это и так знает, но вон та бабушка на задней парте не была уверена.
Очень конкретно проговорите, чем присутствие вашего ребенка может мешать другим детям - и чем не может. “Да, Артем издает звуки. Но он никогда никого не обижает. Звуки — это проблема, мы с этим работаем”. Если ребенок может быть агрессивным, признайте это и скажите, какие меры предприняты для того, чтобы остальные дети были в безопасности. “Вовка драчливый, да. Но в классе и на переменах с ним будет постоянно присутствовать тьютор - Знакомьтесь, это Олег Иванович, — чтобы ваши дети не пострадали”.
Теперь, когда родители других детей обладают необходимой информацией, пора немножко подсластить пилюлю. Скажите о том, в чем ВЫИГРАЛИ их дети оттого, что они учатся в инклюзивном классе.
Понятно, если вашего ребенка просто засунули в обычный класс из 38 человек, — это не инклюзия. Реальный инклюзивный класс имеет зону рекреации, дополнительные деньги на учебные материалы и специальное обучение для учителя. Обычно в инклюзивном классе меньше учеников. Инклюзивному классу положен (увы, не всегда обеспечен) тьютор. Ведь
устраивая ребенка в класс, вы заботились обо всем этом, требовали этого от школы, может быть, обеспечили что-то своими руками и деньгами. Пришло время сказать об этом вслух. “Благодаря тому, что ваши дети учатся в инклюзивном классе, их не сорок, а двадцать два. Марина Михайловна прошла обучение по программе инклюзии, и значит, ваши дети получают более подготовленного учителя. В нашем классе есть второй взрослый человек, тьютор, и значит, ваши дети не останутся без присмотра. Дети могут на переменах пользоваться рекреационной зоной, в других классах такой нет. На деньги инклюзии куплены в класс вот эти пособия...”
И наконец, полезно сказать вот что. В странах, где инклюзия существует давно, выяснили, что здоровые ребята, которые учились вместе с инвалидами, в долгой перспективе оказываются более социально приспособлены. Их не шокирует тяжело заболевшая бабушка, они лучше готовы к воспитанию собственных детей и даже немного реже разводятся.
Может быть, вам сложно выступать перед большой группой людей. Тогда проще сделать небольшую презентацию с теми же пунктами и договориться с учителем, как ее показать. И устное выступление, и презентацию нужно закончить напоминанием о том, что с любыми
проблемами, касающимися вашего ребенка, лучше всего сначала идти лично к вам.
Теперь даже если в классе и найдется кто-то неадекватный, желающий избавиться от вашего ребенка из суеверных или эгоистических соображений, ему будет гораздо сложнее перетянуть на свою сторону остальных. А часто оказывается, что переставшие бояться родители - и вовсе все до единого нормальные, коммуникабельные люди, которые будут вместе с вами ближайшие несколько лет ходить на экскурсии и обсуждать чаепития.