Родителям

Планы и маршруты: важные буквы в системе образования

Права всех детей на получение в нашей стране качественного и доступного образования закреплены Федеральным законодательством (273-ФЗ от 29.12.2012). Но дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не всегда способны усвоить учебную программу в полном объеме и в те же сроки, что и их сверстники. В связи с этим были разработаны Федеральные государственные образовательные стандарты, которые дают возможность разработать индивидуальный учебный план для ребенка с дифференциацией темпа, уровня сложности и системы оценивания.

АООП, ИОМ, ИУП... В терминах и аббревиатурах ориентироваться бывает непросто, а между тем это очень важные понятия в организации учебного процесса. Предлагаю разобраться по порядку. АООП - это адаптированная основная образовательная программа, созданная для обучения определенной категории детей с учетом из возможностей для коррекции нарушений развития. Она разрабатывается специалистами образовательной организации для всех детей одной категории, зачисленных в эту образовательную организацию.

А вот индивидуальный план (ИУП) и индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) разрабатываются под конкретного ребенка и учитывают его индивидуальные особенности. При этом они имеют существенные различия.

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации потенциала каждого ученика. ИОМ особенно важен при переходе ребенка из начальной школы в среднюю, когда учителя-предметники получают полную информацию об особенностях развития ребенка с ОВЗ, его образовательных возможностях и потребностях, проблемах социализации и на этой основе разрабатывают дальнейшую стратегию его обучения. ИОМ разрабатывается группой специалистов (администрация, учитель или воспитатель, психологи)на основе рекомендаций ПМПК и в зависимости от условий, которыми располагает образовательное учреждение.
ИОМ составляется на опредленный период и учитывает пожелания и предложения родителей.

Маршрут состоит из пяти разделов:
1. «Общие сведения». Основная информация о ребенке, его родителях, учителях и специалистах сопровождения, режиме пребывания в школе, а также заключение и рекомендации ПМПК. Заполняется всеми специалистами, участвующими в образовании ребенка с ОВЗ.
2. «Создание безбарьерной среды». Здесь учитываются оптимальные условия пребывания ребенка в школе, а также все ресурсы, которые могут быть предоставлены ребенку в соответсвии с его потребностями. Составляется куратором инклюзивного направления совместно с классным руководителем.
3. «Психолого-педагогическое сопровождение». В этом разделе описывается деятельность специалистов службы сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и др.), их конкретные задачи на определенный период, режим и формы работы. Определяются критерии оценивания достижений ребенка и результатов работы специалистов. Заполняется специалистами службы сопровождения.
4. «Освоение образовательной программы». Раздел содержит конкретные задачи для ребенка по освоению основных предметов и тех, по которым он испытывает трудности. Формы организации учебы и показатели достижений ребенка. Заполняется учителем начальной школы или учителями-предметниками в средней школе совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
5. «Формирование социальной компетентности». Этот раздел связан с общей социализацией ребенка. В нем ставятся задачи по усвоению школьных правил, воспитанию адекватного поведения в учебной и внеурочной деятельности, формированию положительной учебной мотивации. Заполняется ведущим педагогом, педагогом-психологом и социальным педагогом.

Дополнения и изменения в ИОМ вносятся не менее трех раз в течение учебного года. А при наличии отрицательной динамики или при отсутствии положительной такие изменения вносятся при необходимости. Утвержденный ИОМ подписывают родители и все специалисты, участвующие в разработке, родителям вручается копия.

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного ребенка с ОВЗ или, например, особой одаренностью, на основании заявления родителей. На обучение по ИУП могут быть также переведены ученики, не ликвидировавшие в установленные сроки академические задолженности.

Сроки реализации индивидуального учебного плана могут быть разными: период изучения определенной темы, полугодие или год. Продолжительность может быть изменена с учетом особенностей ребенка или по инициативе родителей, обучение по индивидуальному учебному плану может осуществляться по всем предметам или только по некоторым. На составление индивидуального учебного плана может влиять возраст ученика, уровень подготовки или, скажем, уровень владения русским языком, наполняемость класса, особенности поведения, темп усвоения материала и т.д.

ИУП может учитывать особенности социализации ребенка и содержать как уроки в классе со сверстниками, так и отдельные часы (или предметы) на заочном изучении. По согласованию с родителями. Общее количество часов по ИУП должно соответствовать рекомендуемой нагрузке в соответсвии с АООП.
АООП, ИУП и ИОМ - три кита в современном обучении детей с ОВЗ. Если подойти к их разработке ответственно, то они станут помощниками не только ребенку и его родителям, но и всему педагогическому коллективу школы.

 По материалам статьи Марии Калач,

магистра психолого-педагогичсекого образования,

учителя автономного класса, учителя-логопеда

школы №1748 «Вертикаль», волонтера

РОО помощи детям с РАС «Контакт».

Made on
Tilda